|
ПАССИОНАРИИ И НЕПАССИОНАРИИ Философское послание № 98.
Эти понятия ввел в наш культурный оборот известный ученый этнолог Л.Н. Гумилев. Пассионарий – человек, заряженный на деятельность. Его хлебом не корми, только дай проявить себя. И они проявляют себя повсюду, пассионарии, часто не видя даже хлеба.
Но пассионарии бывают двух родов: внешние и внутренние. По научному: экстравертивные и интровертивные. Иначе говоря: материалисты и идеалисты. Материалистически ориентированные пассионарии готовы действовать, страдать, терпеть лишения, но все это во имя того, чтобы, в конце концов, оказаться во власти, либо в богатстве, либо во славе.
Иное дело пассионарии-интроверты, идеалисты. Им нужна самореализация во имя себя самой. Им безразличны вещественные плоды их самоотверженной деятельности (власть, богатство, слава), было бы лишь сознание, что они делают нужное людям дело и что они, оказывается, способны на это.
Каких только подвигов ни совершали люди в истории человечества во имя своей пассионарности! Путешественники, мореплаватели, военноначальники, предприниматели, люди науки, люди искусства...
Но нужны и обыкновенные трудяги: хлебопашцы и скотоводы, рабочие и торговцы, солдаты и служащие, лаборанты и маляры. И они тоже неодинаковы в их отношении к жизни. Большинство настроены работать во имя того, чтобы получать. Получать удовольствия. Меньшая часть как-то так устраивается, что удовольствие у них одно – познавать жизнь. Впрочем, оно не единственное, от плотских удовольствий они тоже не отказываются, но первое для них – главное. И потому они не страдают от таких чувств, как неудовлетворенное самолюбие, зависть, алчность, агрессивность. Им не свойственны мелочность, ненавистничество, страх перед грядущим, перед лицом нищеты, болезней, смерти – по крайней мере, они ведут себя достойно в этом случае.
Первые, названные здесь большинством – более деятельны, чем созерцательны. Вторые, меньшинство, более созерцательны, хотя и они не сидят, сложа руки. Первый тип отношения к жизни и деятельности у пассионариев преобладает в молодости, второй – ближе к зрелому возрасту и старости. Который из них мудрее? Да оба, по-видимому, нужны в этом мире противоречий и единства. Единства противоречий.
В.М.
|