|
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ CПРАВЕДЛИВОСТИ (КОММЕНТАРИЙ № 2)
Философское послание № 53.
К п. 2. К числу деяний относится и труд. (Люди распределяют между собой блага и помимо деяний, и здесь тоже может проявляться справедливость и несправедливость.) В связи с этим находится такое понятие, как социальная справедливость.
К п.4. Несправедливо, если вознаграждение получено в ситуации отсутствия деяния, или превышает ценность и стоимость деяния, или будет ниже их. Несправедливо, если при распределении помимо деяний кто-то получает, а кто-то, равный ему, нет; получает больше или меньше, чем это требуют интересы общества. Несправедливо и назначать наказание за несовершенное деяние или если наказание превышает величину и характер недоброго деяния, равно как и фактически занижает их. (При вознаграждении за труд необходимо учитывать не только вложенные усилия и понесенные затраты, но и талант и предприимчивость. Результирующей величиной вознаграждения должна быть объективная общественная польза от произведенных трудовых усилий независимо от их собственной величины.)
К п.5. В качестве объектов (не)справедливости можно рассматривать и а) поступки людей, их общественные деяния, их трудовую деятельность, а также б) их деловые и в) духовно-нравственные качества.
К п.6. В случае с подпунктом «д» можно вспомнить выражения типа «удары судьбы», «баловень судьбы». В случае с п. «е» – «историческая (не)справедливость», а также «классовая», «национальная».
Детализируя классификацию субъектов справедливости и, соответственно, несправедливости, можно говорить о таких разновидностях, как: 1) личность по отношению к другой личности, 2) личность по отношению к обществу или социальной группе, 3) социальная группа по отношению к другой социальной группе, 4) социальная группа по отношению к личности, 5) социальная группа по отношению к обществу в целом и государству, 6) общество и государство по отношению к другим обществам и государствам, 7) общество или государство по отношению к той или иной социальной группе, 8) судьба – по отношению к отдельным людям, 9) Историческая судьба по отношению к тем или иным социальным группам, обществам, государствам, 10) Бог по отношению ко всем остальным субъектам отношений справедливости.
К п. 8. Системный аппарат теории справедливости: Меняются с течением времени и критерии оценок человеческих деяний как добрых либо как злых. Главной же линией развития человеческого общества является его гуманизация. Чаще всего это просматривается на примере форм наказаний.
В.М.
|