Начало
Содержание.Часть2
Предыдущая
Следующая

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ CПРАВЕДЛИВОСТИ (КОММЕНТАРИЙ № 2)
Философское послание № 53.

К п. 2. К числу деяний относится и труд. (Люди распределяют между собой блага и помимо деяний, и здесь тоже может проявляться справедли­вость и несправедливость.) В связи с этим находится такое понятие, как социальная справедливость.

К п.4. Несправедливо, если вознаграждение получено в ситуации отсутствия деяния, или превышает ценность и стоимость деяния, или будет ниже их. Несправедливо, если при распределении помимо деяний кто-то получает, а кто-то, равный ему, нет; получает больше или меньше, чем это требуют интересы общества. Несправедливо и назначать наказание за несовершенное деяние или если наказание превышает величину и характер недоброго деяния, равно как и фактически занижает их. (При вознагражде­нии за труд необходимо учитывать не только вложенные усилия и понесен­ные затраты, но и талант и предприимчивость. Результирующей величиной вознаграждения должна быть объективная общественная польза от произведенных трудовых усилий независимо от их собственной величины.)

К п.5. В качестве объектов (не)справедливости можно рассматривать и а) поступки людей, их общественные деяния, их трудовую деятельность, а также б) их деловые и в) духовно-нравственные качества.

К п.6. В случае с подпунктом «д» можно вспомнить выражения типа «удары судьбы», «баловень судьбы». В случае с п. «е» – «историческая (не)справедливость», а также «классовая», «национальная».

Детализируя классификацию субъектов справедливости и, соответст­венно, несправедливости, можно говорить о таких разновидностях, как: 1) личность по отношению к другой личности, 2) личность по отношению к обществу или социальной группе, 3) социальная группа по отношению к другой социальной группе, 4) социальная группа по отношению к личности, 5) социальная группа по отношению к обществу в целом и государству, 6) общество и государство по отношению к другим обществам и государствам, 7) общество или государство по отношению к той или иной социальной группе, 8) судьба – по отношению к отдельным людям, 9) Историческая судьба по отношению к тем или иным социальным группам, обществам, государствам, 10) Бог по отношению ко всем остальным субъектам отноше­ний справедливости.

К п. 8. Системный аппарат теории справедливости: Меняются с течением времени и критерии оценок человеческих деяний как добрых либо как злых. Главной же линией развития человеческого общества является его гуманизация. Чаще всего это просматривается на примере форм наказаний.

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz