Начало
Содержание.Часть2
Предыдущая
Следующая

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (КОММЕНТАРИЙ)
Философское послание № 52.

К п.1. Человек живет, трудится, совершает поступки, воспитывает себя и других, дает оценки себе и другим. Это все либо идет на пользу обществу (его развитию, его прогрессу, его существованию), либо идет ему во вред. Первое называют добром, второе расценивается как зло. 2. Люди и общество рассчитываются между собой и друг с другом за содеянное добро или зло определенными благами или наказанием. Этот «взаиморасчет» (воздаяние) в зависимости от обстоятельств может быть справедливым и несправедливым. 3 Распределяемые или получаемые как воздаяние блага могут быть как материальными, так и духовными (вплоть до произносимой благоприятной оценки друг друга). Наказания также делятся на те, которые имеют физическую форму (например, лишение свободы), и на те, которые носят психологический (эмоциональный) характер – например, унижение человеческого достоинства. 4. Получаемое вознаграждение за доброе деяние должно быть равнозначным, равновеликим, равноценным, пропорциональ­ным, адекватным величине и характеру деяния, приложенным усилиями, вложенным средствам. Только в этом случае оно будет справедливым. Аналогичным образом обстоит дело и с наказанием за недобрые деяния. 5. Объектами акций (не)справедливости, то есть справедливых или неспра­ведливых действий, являются прежде всего: а) личности, б) социальные группы, в) то или иное общество в целом. 6. Субъектами акций (не)справедливости – носителями определенной идеологии справедливости – являются: а) личности, б) социальные группы, в) общество, г) государство, д) то, что люди называют Судьбой, Провидением, е) то, что называют Исторической судьбой, ж) Тот, Которого верующие называют Богом, Небом, Космосом. 7. На справедливость существует один вид реакции, хотя и протекает она с различной степенью интенсивности. Реакция эта – удовлетворение, благо­дарность, стремление и дальше творить добро. Видов реакций на несправед­ливость гораздо больше. Это, помимо угнетенного состояния, у некоторых – отказ от веры в людей, в общественную справедливость, в государство и даже отказ от веры в Бога. Если объектом несправедливости является социа­льная группа, ее члены могут взяться за оружие в попытке «восстановить справедливость». 8. По мере развития общества полезность или неполезно­сть для него тех или иных установлений, порядков меняется. Бывшее полезным, становится бесполезным или даже вредоносным, и наоборот.

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz