|
«В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО» (А.П.ЧЕХОВ)
Философское послание № 54.
Чехов уточняет это «все»: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Но не всего лишь прекраснодушная ли это фраза типа: «Рукописи не горят», «Красота спасет мир» и т.п.? Что значит – у человека должно быть прекрасное лицо? А если он некрасив – что он может с этим поделать?
Но Чехов знал, что говорил. Известно, например, что Бетховен, что Паганини ужасно были нехороши собой. Но какими прекрасными делались их лица в момент вдохновения, душевного подъема, творчества! Ну, и с другой стороны: если у человека от природы хорошие внешние данные, это еще не значит, что он прекрасен. Особенно об этом должны помнить мужчины, восклицающие: «Ах, какая женщина, какая женщина – мне б такую!» (В романе Артема Веселого «Россия, кровью умытая» один матрос выразился поярче, «Такая баба – и не моя!»). Конечно, должны знать это и женщины, заболевающие от одного вида экстерьерного мужчины.
А раз это болезнь, то нужно лечиться. Но как? Тут можно прибегнуть к следующему сравнению. Мир мыслей каждого человека (грубо говоря – то, что творится у нас в голове) можно сравнить с архитектурным сооружением. У одних это вполне обычное, ординарное здание типовой постройки. У других – величественный храм. У третьих – какое-то непонятное строение, ибо никак не достроится. У четвертых – ветхая хибарка. У пятых – вообще шалаш и точка. Так вот нам, юношам и девушкам, мужчинам и женщинам, вздрагивающим при одном взгляде на прекрасные формы встречных лиц противоположного пола, следует задавать себе вопрос: так то оно так, но что за строение сооружалось в этой хорошенькой головке, под этой модной стрижкой? А вдруг там хилая избушка на курьих ножках вместо здания классического стиля с дорическими колоннами, каким выглядит объект нашего восхищения. Вдруг там вместо прекрасных мыслей, по Чехову, бродят одни благоглупости? А то и похуже, если вспомнить выражение «нравственный урод». И тогда рядом с избушкой надо будет дорисовывать и бабушку Ягу, в ней живущую. Вдруг с этой вот прекрасной одеждой, о которой говорил великий писатель – мол, тоже атрибут прекрасного человека – сочетается далеко не прекрасная душа. И лицо может оказаться обманчивым. У того же Чехова читаем: «Лицом ангел, а в душе обыкновеннейший крокодил». Или у Ивана Франко: «Чом тво i губоньки – тиха молитва, Чом твое серденько – гостре, як бритва?»
Так-то вот обстоит дело с прекрасными и лицом, и одеждой, и душой, и мыслями. Очень все тут не просто.
В.М.
|