Начало
Содержание.Часть2
Предыдущая
Следующая

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ
Философское послание № 96.

 

«Ислам это не только религия. Это еще и образ жизни». Сколько раз приходилось слышать и читать эту фразу. В зубах навязло. Все бы ничего, да сквозь это утверждение проглядывает целая цепь умозаключений, выводя их на политику. В итоге чего у многих получается: специфической особен­ностью ислама является его исключительная политизированность, его нетер­пимость к иноверцам и, особенно к идейно-политическим противникам, его агрессивность, его склонность к фундаментализму, его воинственность.

Но так ли это? В исламе ли тут дело как религии или в чем-то другом?

Начнем с того, что если повнимательнее познакомиться с историей любой религии, то мы тут же обнаружим массу ритуалов, подробно распи­санных религиозных обрядов, предписаний, установлений, определяющих каждый шаг, весь образ жизни истово верующего иудея, христианина, буд­диста, кришнаита, индуиста, конфуцианца и т.д.

Другое дело, что у большинства современных религий все это уже в прош­лом. Да и истово верующих не так уж много осталось по сравнению с преж­ними веками. Вместе с этим поубавилась и религиозная нетерпимость, воин­ственность, агрессивность, склонность к фундаментализму, к политизации.

Почему же ислам составляет как бы исключение в этом отношении?

Посмотрим на политическую карту мира с точки зрения динамики ее изменения. Не трудно обнаружить, что к моменту окончания Второй миро­вой войны страны христианского мира в основном уже определились со сво­им государственным устройством, со своими границами, политическими ориентациями в мире и т.п. О религиозных войнах, крестовых походах, глу­бокой вовлеченности религии в дела политики остались одни воспоминания. Не то в мусульманском мире. Тут-то как раз и начался активный процесс самоопределения по всем направлениям. Религия же по самой природе сво­ей призвана играть в этих процессах самую активную роль. В данном случае эта роль выпала на долю ислама. В этой связи и речи не могло быть о зату­хании религиозных чувств, как это случилось за редким исключением почти повсеместно в Европе и Америке, где-то в большей степени, где-то в меньшей.

Итак, исламский фактор, «Братья мусульмане», движение «Талибан», исламский фундаментализм, исламский экстремизм, ваххобизм и прочее – все это к исламу как религии, к ее сущности имеет самое поверхностное отношение, чисто внешнее. Все это политика.

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz