|
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ
Философское послание № 96.
«Ислам это не только религия. Это еще и образ жизни». Сколько раз приходилось слышать и читать эту фразу. В зубах навязло. Все бы ничего, да сквозь это утверждение проглядывает целая цепь умозаключений, выводя их на политику. В итоге чего у многих получается: специфической особенностью ислама является его исключительная политизированность, его нетерпимость к иноверцам и, особенно к идейно-политическим противникам, его агрессивность, его склонность к фундаментализму, его воинственность.
Но так ли это? В исламе ли тут дело как религии или в чем-то другом?
Начнем с того, что если повнимательнее познакомиться с историей любой религии, то мы тут же обнаружим массу ритуалов, подробно расписанных религиозных обрядов, предписаний, установлений, определяющих каждый шаг, весь образ жизни истово верующего иудея, христианина, буддиста, кришнаита, индуиста, конфуцианца и т.д.
Другое дело, что у большинства современных религий все это уже в прошлом. Да и истово верующих не так уж много осталось по сравнению с прежними веками. Вместе с этим поубавилась и религиозная нетерпимость, воинственность, агрессивность, склонность к фундаментализму, к политизации.
Почему же ислам составляет как бы исключение в этом отношении?
Посмотрим на политическую карту мира с точки зрения динамики ее изменения. Не трудно обнаружить, что к моменту окончания Второй мировой войны страны христианского мира в основном уже определились со своим государственным устройством, со своими границами, политическими ориентациями в мире и т.п. О религиозных войнах, крестовых походах, глубокой вовлеченности религии в дела политики остались одни воспоминания. Не то в мусульманском мире. Тут-то как раз и начался активный процесс самоопределения по всем направлениям. Религия же по самой природе своей призвана играть в этих процессах самую активную роль. В данном случае эта роль выпала на долю ислама. В этой связи и речи не могло быть о затухании религиозных чувств, как это случилось за редким исключением почти повсеместно в Европе и Америке, где-то в большей степени, где-то в меньшей.
Итак, исламский фактор, «Братья мусульмане», движение «Талибан», исламский фундаментализм, исламский экстремизм, ваххобизм и прочее – все это к исламу как религии, к ее сущности имеет самое поверхностное отношение, чисто внешнее. Все это политика.
В.М.
|