|
МАКСИМЫ
Философское послание № 83.
Народный экзистенциализм. Ошибается тот, кто думает, что простой народ, люди самого сермяжного физического труда, живёт только насущными нуждами, без всякой там духовности. Или кто считает, что в этой среде духовность возможна только в религиозных формах. Вспомним, например, некоторые образы крестьян в «Записках охотника» Тургенева, хотя бы тех же певцов из одноименного рассказа. А вот и более современный пример – рассказ Шукшина. Там вот такой же простого звания деревенский житель, помывшись в бане, выпив и пообедав, присел на завалинку. Закурил. Осмотрелся вокруг. Посмотрел на небо. Произнес про себя раздумчиво: «Вот. Живу». Сколь много стоит за этим простым «Вот» и «Живу»! Весь многовековой народный опыт раздумий над жизнью, интуитивно воспринятый, воспринимаемый и передаваемый от поколения к поколению на уровне социальной генетики.
Жизнь в нашем восприятии, когда нам 20.
Одни уже поняли, что жизнь – это дама серьезная, а то и суровая тетка. А вот другие все еще думают о жизни, как о большом приключении. Причем сплошь приятном. А иначе – это не жизнь.
Классификация.
Одни мыслят на уровне своего биофизиологического существования – то есть, почти не мыслят. Другие мыслят рамками судьбы – это уже кое-что. Третьи мыслят в рамках судьбы своего поколения – это еще выше. Четвертые мыслят на уровне национального самосознания: высота немалая. Пятые мыслят рамками истории целых цивилизаций, человечества, Земного шара – это уже о-го-го! И, наконец, только шестые даже в повседневной жизни мыслят категориями Космоса и Вечности, Галактики и Бесконечности. Но таких совсем немного. Хотя только они мыслят по-настоящему.
Редкое слово: инвективы.
Больше бывает неправ не тот человек, который что-то там совершил нехорошее, чем-то перед кем-то провинился, а тот, кто его уличает, разоблачает, обличает, «наезжает», сильно повышая при этом градус этих своих инвектив.
В.М.
|