|
ФЕНОМЕН САТТОРА ТУРСУНА
Философское послание № 86.
Людей искусства при жизни как-то не принято называть великими, гениальными. Поступают так со своими кумирами лишь особенно восторженные их почитатели. А так – считается, что этот вопрос решать истории: она все и вся – и всех! – расставляет по своим местам. Иногда только спустя даже не годы, а целые века тот или иной композитор или, скажем, гениальный драматург получает, наконец, достойное признание (примеры см. в ФП №4).
И все же беря в руки роман Саттора Турсуна «Три дня одной весны», вчитываясь в его страницы, квалифицированный читатель, воспитанный на мировой литературе, не может не сказать себе все с большей убедительностью: «Да, это литература того-же порядка». Не может не поставить образ, допустим, Таманно в один ряд с лучшими женскими образами мирового искусства. Не может не поздравить таджикскую литературную среду, которая и сама по себе достаточно высокой пробы, с тем, что она явила миру писателя с таким дарованием, как у Саттора Турсуна.
Казалось бы, степени признания этому писателю не занимать. Критики отмечают у него внушительность стиля Л.Толстого, зоркость А.Чехова, значительность содержания Ф.Достоевского, реализм М.Шолохова. Признано: по каждому из элементов художественной прозы он достиг абсолютных вершин. Это изумительно пластичные картины природы (горный край Байсун). Рельефно выписанные портреты героев. Выпуклые образы. Яркие характеры. Стереоскопически изображенные сцены. Тонкий психологизм. Убедительный национальный колорит. Чистая и высокая нравственная нота.
Вроде бы и официального признания С.Турсуну хватает. Мало кто из писателей национальных республик бывшего СССР столь добротно и широко издавался в Москве. Он один из немногих удостоен звания Народного писателя Таджикистана. Лауреат многочисленных премий.
Тем не менее, кое-чему приходится удивляться. Произведения С.Турсуна так и просятся на кинопленку – не снято ни одного фильма. А какая чудесная фактура для оперы, для балета! Многие из его повестей, рассказов – готовая драматургия. Но и ее нет. Пока нет.
Именно пока. Я убежден в будущей всемирной славе произведений Саттора Турсуна, в их триумфальном шествии на экранах телевизоров, а может быть и в художественных полотнах, в скульптуре. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
При встречах нечастых с С.Турсуном несколько тушуешься. Как никак перед вами живой автор бессмертного романа, человек, чьей рукой написан рассказ «И снег сойдет»!
В.М.
|