Начало
Содержание.Часть1
Предыдущая
Следующая

ХРИСТИАНИН.
Философское послание № 8.

Что значит быть христианином?

Вероятно, не все верующие и священнослужители с этим согласятся, но многие считают, что главное в христианстве - это христианская мораль. И тогда получается, что можно быть христианином, не будучи верующим человеком: достаточно разделять христианскую мораль. А что в христианской морали главное? Всепрощение: "Не судите и да не судимы будете", - говорит Христос.

Но как же это трудно - не осуждать человека, когда ты так не согласен с ним! Когда это твой противник, твой антипод, когда это грешный, греховный человек! И вот этого человека не осуждать, и даже прощать...

Да, именно это проповедовал Иисус. Но и без религии люди открыли значимость морали всепрощения. "Понять - значит простить", - гласит французская пословица. Это значит: проникните в истоки поступков и взглядов осуждаемого вами человека - и вы поймете, почему он таков, поймете, что он жертва сложившихся условий воспитания и случившихся обстоятельств. Это значит также: поставьте себя на место человека, совершившего осуждаемый вами поступок и ответьте себе на честный вопрос: а будь я на его месте, не совершил бы все тоже самое под грузом случившихся обстоятельств?

В случае очного осуждения есть и личная практическая польза у этого "не судите - не судимы будете". Не судя человека, не вступая с ним в пылу осуждения в перебранку, вы и себя обережете от ответных выпадов и обвинений,"не судимы будете". В противном случае ответные обвинения могут оказаться для вас нестерпимо несправедливыми. И тогда вражда усугубится, непокой души углубится. И какая же тогда вам польза от этого? Ну, а если речь идет о прямом преступлении? Как тут не осуждать, не судить? Как бы учитывая этот вопрос, французскую пословицу произносят и так: "Понять - значит наполовину простить". Поняв истоки преступления, даже самый суровый прокурор, требуя наказания, соразмерит его с истинной виной и истинной угрозой обществу - и принесет последнему пользу. Приговор даже самому закоренелому преступнику не должен быть замутнен чувствами гнева и мести.

И опять - Иисус Христос: "Мне отмщение - и аз воздам". То еесть: "Дело мщения, возмездия, воздания за грехи - не ваше дело, люди, но Мое. И я совершаю его соответственным мне образом, не всегда явным".

Итак, Богу - Богово, кесарю (или его прокурору) - кесарево, а нам, людям - наше, людское всепрощение, взаимопрощение.

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz