|
ХРИСТИАНИН.
Философское послание № 8.
Что значит быть христианином?
Вероятно, не
все верующие и священнослужители с этим
согласятся, но многие считают, что главное в
христианстве - это христианская мораль. И тогда
получается, что можно быть христианином, не
будучи верующим человеком: достаточно разделять
христианскую мораль. А что в христианской морали
главное? Всепрощение: "Не судите и да не судимы
будете", - говорит Христос.
Но как же это трудно - не осуждать человека,
когда ты так не согласен с ним! Когда это твой
противник, твой антипод, когда это грешный,
греховный человек! И вот этого человека не
осуждать, и даже прощать...
Да, именно это проповедовал Иисус. Но и без
религии люди открыли значимость морали
всепрощения. "Понять - значит простить", -
гласит французская пословица. Это значит:
проникните в истоки поступков и взглядов
осуждаемого вами человека - и вы поймете, почему
он таков, поймете, что он жертва сложившихся
условий воспитания и случившихся обстоятельств.
Это значит также: поставьте себя на место
человека, совершившего осуждаемый вами поступок
и ответьте себе на честный вопрос: а будь я на его
месте, не совершил бы все тоже самое под грузом
случившихся обстоятельств?
В случае очного осуждения есть и личная
практическая польза у этого "не судите - не
судимы будете". Не судя человека, не вступая с
ним в пылу осуждения в перебранку, вы и себя
обережете от ответных выпадов и обвинений,"не
судимы будете". В противном случае ответные
обвинения могут оказаться для вас нестерпимо
несправедливыми. И тогда вражда усугубится,
непокой души углубится. И какая же тогда вам
польза от этого?
Ну, а если речь идет о прямом преступлении? Как
тут не осуждать, не судить? Как бы учитывая этот
вопрос, французскую пословицу произносят и так:
"Понять - значит наполовину простить". Поняв
истоки преступления, даже самый суровый
прокурор, требуя наказания, соразмерит его с
истинной виной и истинной угрозой обществу - и
принесет последнему пользу. Приговор даже самому
закоренелому преступнику не должен быть
замутнен чувствами гнева и мести.
И опять - Иисус Христос: "Мне отмщение - и аз
воздам". То еесть: "Дело мщения, возмездия,
воздания за грехи - не ваше дело, люди, но Мое. И я
совершаю его соответственным мне образом, не
всегда явным".
Итак, Богу - Богово, кесарю (или его прокурору) -
кесарево, а нам, людям - наше, людское всепрощение,
взаимопрощение.
В.М.
|