|
«НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ»
(Л.Н.ТОЛСТОЙ)
Философское послание № 61.
Формулу, вынесенную в заголовок и знакомую нам со школьной скамьи, можно толковать и в общественном смысле, и в личном. Остановимся на личностном уровне.
Что значит зло в этом плане? Говоря предельно обобщенно, это есть ущемление наших интересов, как материальных, так и духовных, или посягательство на них. Включим в духовные интересы и такие, как сохранение чувства собственного достоинства и состояния психологического равновесия. И что же – оставлять без внимания и последствий такое ущемление? Нет, это вряд ли кого устроит.
Но Толстой к этому и не призывает: он лишь настаивает на том, чтобы сопротивление названному злу не осуществлялось путем насилия . Чтобы на зло не отвечали злом. Чтобы на насилие не отвечали насилием. Чтобы не было – око за око, зуб за зуб, кровь за кровь, смерть за смерть. Но и в этом случае – прав ли Толстой? Надо ли оставлять без равновеликого противодействия, скажем, случаи, когда вас оскорбляют? Или хотя бы просто задевают? Или когда затрагиваются ваши материальные интересы? Или на вас оказывается физическое воздействие? Или есть угроза жизни?
Тут видимо следует различать несколько обстоятельств. Первое из них: одно дело, когда речь о противодействии грозящему вам или совершаемому злу, другое – месть за уже совершенное зло. Тут важно подняться в своем духовном возвышении до высоты, когда мщение представляется недостойным поступком.
Но и в первом случае (противодействии грозящему или совершаемому злу) насилие также не однозначно допустимо. Здесь следует отличать: 1) затрагиваются наши коренные интересы – от 2) нам грозят лишь уколы самолюбия, незначительное ущемление материальных интересов и т.п. В этом, втором случае все зависит опять-таки от масштаба личности, степени ее духовной самодостаточности. Люди с мелочными интересами и больным самолюбием (эвфемизм – «ранимая душа») стремятся на любой выпад тут же отреагировать, да еще с превышением. У других больше выдержки и достоинства. Им можно помочь пословицами: «Путник, швыряющийся камнями на любой лай из подворотни, рискует не дойти до цели».
И все же Лев Толстой не до конца прав. Когда существует прямая угроза нашей жизни, нашему здоровью, нашему материальному достоянию, нашему человеческому достоинству – неужели мы не вправе противодействовать этому адекватным образом, т.е. не превышая пределов необходимой обороны? Ну, а такие, как Александр Мень – это люди исключительные, мы же – обыкновенные.
В.М.
|