Начало
Содержание.Часть1
Предыдущая
Следующая

КОСМОГОНИЯ
Философское послание № 13.

Как жутко звездной ночью! Сам не свой
Стоишь затерян в бездне мировой,
А звезды в бурном головокруженьи
Несутся мимо в Вечность по кривой.

Из многих очень неуклюжих или неточных переводов Омара Хайяма это один из наиболее удачных.
Но кто же создал этот столь красочно описанный великим фарсом (персом) звездный мир?

Огромный, вечный, бесконечный...

Есть линия Платона в объяснении мира и линия Демокрита. Платона продолжил сторонник "калама" А.Газали. Потом это был Гегель. Линию Демокрита среди прочих вели далее восточные перипатетики Аль Фараби и Ибн Сина (Авиценна). Потом это был Фейербах.

Первые считали: реальный мир создан иным, потусторонним миром идей (Платон), Абсолютной Идеей (Гегель), а понятнее говоря - Богом. Для одних это Яхве, для других Иегова, Саваоф. Для третьих - Аллах и т.д.

Вторые (линия Демокрита) возражают: мир существовал всегда, он безначален, он несотворим и неуничтожим или, по крайней мере, Бог не вмешивается в земные дела.

Вряд ли когда-нибудь человечество ответит на этот вопрос: кто же тут прав? Лучше всех об этом сказал Максим Горький: "Во что веришь, то и есть".

Я не отрицаю правоты первых. Бог так Бог. Более того: убежденные и искренне верящие, верующие мне всегда были ближе и симпатичнее, чем стихийные бездумные атеисты. И уж тем более воинствующие. Но лично мне больше по душе космогония Демокрита, Аль Фараби, Ибн Сины (Абу Али ибн Сино), Хайяма.

Не столько философично, сколько поэтично эту космогонию описал Гераклит: "Есть только огонь вечный, неуничтожимый. Все из огня и все в огонь (превратиться, превращается)".

Эти огни и видел Хайям, глядя на звезды восточной ночи, затерянный, как и все мы, в бездне мировой, с бурно кружащейся от вдумчивого взгляда на это небо головой, следя за касательным, по кривой, движением падающей звезды. Все как на картине Ван Гога "Звездная ночь".

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz