|
НАПОЛЕОН И ИЖЕ С НИМ.
Философское послание № 10.
Часть вторая.
А в чем глупость и ничтожество гениальных диктаторов?
1. Они не сумели понять, что именно мораль правит миром людей, человечеством - без нее и его бы не было.
2. Они были лишены способности уважать талант, ум и нравственность, нравственные достоинства людей, даже когда признавали их, когда они были общепризнанны. Отсюда и безоглядная решимость жертвовать миллионами жизней, массами людей без разбора, кто они и что. В такие "тонкости" они по природе своей не должны были входить, не должны были вдаваться - по определению.
3. Им не дано было осознать, что в мире действует общеисторический закон духовного возвышения личности. Они не признают нравственного прогресса. Они не согласятся, если им скажут, что число значимых людей возрастает в человечестве, в исторической перспективе, и что из этого и надо исходить. Они не способны видеть генеральную линию развития человечества, человеческого общества: тут их мысль гаснет, как свеча на сильном ветру.
4. Ослепленные своим величием, они часто не умеют видеть свои ошибки, как частные, так и общие, исторические. Они совершают их все больше и больше, пока те не приведут их к краху, к гибели их самих, их дела, их фантасмагорической Идеи.
Таковы они, наполеоны. Великие и одновременно ничтожные. Гениальные слепцы и провидцы.
Кстати, в противовес наполеонам можно привести мнение другого гения - одного из гениев другого порядка. Антон Павлович Чехов: "Какое это наслаждение - уважать человека". Уважая других людей, человек уважает и самого себя: не так-то просто увидеть в другом не конкурента, не соперника, не противника, а Человека. И если ты это умеешь, то и ты Человек.
Не прав был Лев Николаевич Толстой, почти смешавший с грязью Наполеона в "Войне и мире". Наполеон был великим человеком, как и "иже с ним". А Толстой изобразил его во всем ничтожным. Но главная правда все же за Толстым - правда с позиций нравственности, морали и истинной духовности.
Такими разными бывают гении!
В.М.
|