|
МАКСИМЫ
Философское послание № 95.
Добру и злу не внемли равнодушно?
Делая добро недоброму человеку, или же просто посредственному, мы рискуем нарваться на совершенно неожиданную для нас, но вполне возможную реакцию: «Ага, делает мне добро, значит меня боится. Что ж, будем и дальше держаться своей эгоистической, силовой линии, раз она приносит плоды». Это никем не говорится вслух – это подразумевается.
Стоит ли после этого нам, поборникам добра, делать добро без разбора, кому угодно? Не усиливает ли такая безвольная, бесхребетная доброта позиции зла?
Кстати, и великий Саади Ширазский писал: «Накуи бо бадон кардан чунон аст, / Ки бад кардан ба чои нек мардон» – «Делать добро дурному человеку – это все равно, что творить зло хорошему».
Но вот другие его великие современники подходили к этому вопросу совсем по-другому. Да и близкий нам В.Г. Белинский настаивал на добре, какие бы негативные последствия лично для нас это ни имело. И религии этому учат. Не более ли мощная правда стоит за этим вторым мнением, хотя и первому не откажешь в справедливости?
«Ни за что не буду таким старым!»
Один из героев романа американского писателя Ирвина Шоу «Бедняк, богач», глядя на своего отца, с которым какое-то время не виделся, говорит себе: «Ни за что не буду таким старым».
Вряд ли он отдавал себе отчет в том, что говорит. Ему просто показалось отталкивающим лицо постаревшего отца, которого он не любил. Он представить себе не мог, что когда-нибудь и с ним такое случится. Но вряд ли он собирался умереть молодым. Однако как же можно сохранить молодое лицо, дожив до старости? Эти мысли ему в голову не приходили.
Нет, не надо быть таким уж глупеньким. Надо, надо думать и разбираться в жизни: старость – молодость, бедность – богатство, муж – жена, отец – сын, мать – дочь, дед – внук, бабушка – внучка, сильный – слабый, глупый – умный. Только разобравшись в этих отношениях, можно жить осмысленно. А жить иначе – не жить, а существовать. Кого-то и такое устраивает. Что ж: суум куикве – каждому свое.
В.М.
|