Начало
Содержание.Часть2
Предыдущая
Следующая

КРОССВОРДИСТАМ
Философское послание № 93.

 

У советского писателя Павла Нилина есть любопытный персонаж, следователь по уголовным делам – роман «Жестокость», о 20-ых годах. Занимаясь самообразованием, он читал подряд, том за томом, знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Возможно, он следовал ленинскому изречению: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Когда-то, в 80-ых годах в «Комсомольской правде» была развернута дискуссия по этому поводу: мол, неужели возможно изучить все те знания, которые выработало человечество? Большинство участников дискуссии призывало не оглуплять высказывание Ленина, не толковать его буквально. При этом приводилась крылатая фраза (кому только ни приписывается ее авторство, включая Тимирязева): «Знать нужно что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь». Кто-то из авторов читательских писем вспоминал древнегреческого философа, диалектика и материалиста Гераклита Эфесского (Темного): «Многознание не научает уму». Кто-то привел английскую пословицу: «То know everything is to know nothing » – «Знать все значит не знать ничего». Математик академик Д.Александров выдвинул формулу: «Студент не есть сосуд, который требуется заполнить, а факел, который нужно зажечь». Кстати, студента-отличника он сравнивал с гусем, который чуть похож на рыбу, ибо умеет плавать; чуть похож на птицу, так как иногда машет крыльями; в то же время это сухопутное животное, потому что ходит по земле. А по-настоящему он не то, не другое, не третье. Он гусь.

Кто-то вспомнил спор двух коллег, один из которых знал наизусть всё стихотворение А.Н. Некрасова, начиная с первой строчки: «Что ты жадно глядишь на дорогу...?», но не смог вспомнить его название, другой – наоборот. Вот и спрашивается: кто из них больше знает – тот, кто запоминает только факты, но не вникает в их содержание. Либо же тот, кого больше интересует содержание (картины, литературного произведения, музыкального сочинения, научной теории и т.д.), чем название.

Оппонирующие данному ряду доводов приводили свой: «Факел, чтобы он горел, должен быть наполнен или пропитан горючим материалом, то есть знаниями. И чем их больше, тем дольше горит «факел».

Я бы дал несколько иной ответ, принимающий во внимание оба довода. Но упомянутых в названии этого послания кроссвордистов хотел бы призвать прислушаться к мнениям первого порядка. Притом, что сто раз лучше быть увлеченным кроссвордистом, чем обыкновенным невеждой.

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz