Начало
Содержание.Часть2
Предыдущая
Следующая

«БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?»
Философское послание № 75.

 

Редко кто из образованных людей не знает этой фразы. Кое кто может щегольнуть и английским: «То be or not to be ?» Считается, что это уместно произносить в случае затруднительного выбора. Нечто в роде «Пан или пропал!» А ведь у Шекспира Гамлет задает себе этот вопрос в совершенно другом ключе. Вдумаемся: «Быть или не быть? / Вот в чем вопрос». Сам вопрос формулируется вслед за этим: «Достойно ль / Смиряться под ударами судьбы / Иль надо оказать сопротивленье /И в смертной схватке с целым морем бед / Покончить с нами? / Это ли не цель желанная?»

Один из коренных вопросов смысла жизни человека – его отношение к мировому злу. Здесь и по сей день борются две точки зрения, две позиции, каждая из которых имеет право на существование и своих многочисленных сторонников. Первая сводится к утверждению, что мировое зло непобедимо и мы только зря растрачиваем силы, энергию, жизнь, пытаясь его одолеть. Аналогичным образом обстоит дело и в личной жизни: нечего и пытаться противостоять року, судьбе, какими бы бедами они нам ни грозили и какими бы злыми сторонами к нам ни оборачивались. Надо терпеть и стоически переносить это «море бед».

Вторая точка зрения: недостойно человека «смиряться под ударами судьбы». Напротив: «надо оказать сопротивленье». Даже если в своем стремлении покончить с ними – «Это ли не цель желанная?» – придется умереть. «Лишь тот достоин чести и свободы, / Кто каждый день за них идет на бой!» – восклицает другой великий поэт. (Заметим в скобках, что в советское время это трансформировалось в лозунги и призывы типа: «Не проходите мимо», «Активная жизненная позиция», которые, к сожалению, на практике часто оборачивались, при всей их благородной пафосности, обыкновенной унтерпришибеевщиной).

Далее Гамлет размышляет: «Умереть. Забыться. И знать, что этим обрываешь цепь / Сердечных мук и тысячи лишений, / Присущих телу. Это ли не цель желанная: / Скончаться. Сном забыться. Уснуть.» Мысль переходит в другую плоскость – в рассуждения о сущности смерти в ее физическом выражении. Гамлет ловит себя на том, что он исходит из недостоверного представления о смерти как простом «забытьи». «Уснуть... И видеть сны?! / Какие сны в том смертном сне приснятся, /Когда покров земного чувства снят!» – восклицает он. Во всяком случае, смерть для него остается тайной, пугающей тайной.

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz