Начало
Содержание.Часть1
Предыдущая
Следующая

КТО ВИНОВАТ?
Философское послание № 16.

С момента распада СССР, изгнания социализма и советской власти вокруг этого дела в народе сложился целый фольклор. Из разговора в разговор кочуют одни и те же выражения, словечки, пословицы и поговорки.

То же и у интеллигентов. Редко в какой статье не прочтешь: "Только врагу можно пожелать жить в эпоху перемен" (китайская пословица). Или: "Тот, кто не жалеет о распаде СССР - у того нет сердца. А тот, кто ждет восстановления СССР - у того нет головы". Или: "История не знает сослагательного наклонения".

Кстати, что это здесь значит - сослагательное наклонение?

Обычно это толкуют так, что, мол, нечего и думать о том, что бы было с историей того-то и того-то события, если бы не случись... Или если бы, напротив, имело место...

Но - возразим - почему бы не подумать, не поразмышлять. Это никогда не вредно. Другое дело, что все события в истории действительно связаны железной цепью. И если чего-то недоставало, чтобы те или иные события повернулись иначе, значит этого "чего-то" и не могло быть. Именно так, видимо, надо понимать знаменитое гегелевское: "Все действительное разумно, все разумное действительно".

Отсюда и ответ на вопрос: кто виноват? Кто виноват в распаде СССР? Кто виноват в наших сегодняшних бедах? "Виновата" история. А люди - что ж, они лишь исполнители ее воли. В том числе и те, кого называют "личность в истории", а мы скажем - субъекты истории. Они субъекты "постольку-поскольку". Постольку, поскольку они стояли (стоят) над массами и руководили (руководят) ими. А так они - послушное орудие истории. Вина их "лишь" в том, что они зачастую используют свою роль в истории на корысть себе, лично. Что прибегают к запрещенным в человееском общежитии приемам. Что превышают необходимую меру насилия.

Ну, а теперь спросим себя: окажись мы на их месте, смогли бы мы преодолеть все соблазны власти? Не стали бы оправдывать себя "исторической необходимостью государственного или исторического насилия", превышая его меру под влиянием чувств "праведного гнева", "святой ненависти"?

Будем же почаще стараться понимать и в чем-то прощать субъектов истории, понимая и свою собственную слабость и свою вину, пусть хотя бы только потенциальную, возможную, но, тем не менее, тоже достойную покаяния.

 

В.М.

Далее

Hosted by uCoz